Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.
Особенности, плюсы и минусы
Основной особенностью сельхозналога является его узкая специализация — он предназначен для сельхозпроизводителей, которые получают от этой деятельности не менее 70 % от дохода. Также его отличает выгодный механизм расчета налога — низкая ставка, которая применяется к прибыли, а не к доходу:
Параметр / Режим | Ставка налога | База |
---|---|---|
Общая система | 20 % | Доходы минус расходы |
УСН доходы | 6 % (8 %)* | Доходы |
УСН доходы-расходы | 15 % (20 %)* | Доходы минус расходы |
Патент | 6 % | Потенциальный доход, установленный органами власти |
ЕСХН | 6 % | Доходы минус расходы |
По итогам налогового периода ООО получило дохода 4 500 000 рублей, а его расходы составили 3 000 000 рублей. Доплата налога считается таким образом:
- (4 500 000 — 3 000 000) * 6% = 90 000 рублей — всего ЕСХН к уплате за год;
- 90 000 — 42 000 = 48 000 рублей — к доплате не позднее 31 марта следующего года с учетом перечисленного ранее аванса.
Какие организации признаются сельхозпроизводителями
В соответствие с налоговым законодательством (ст. 346.2 НК) к категории сельхозпроизводителям относятся субъекты хозяйствования, которые изготавливают продукцию, признанную сельскохозяйственной согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства №458 от 25.07.2006 года.
При этом сельхозпроизводителями признаются не только организации и ИП, производящие с/х продукцию, но и субъекты хозяйствования, которые:
- осуществляют первичную, промышленную переработку с/х продукции;
- реализуют с/х продукцию;
- оказывают вспомогательные услуги с/х производителям (подготовка ка посеву полей, возделывание с/х культур, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, уборка урожая, т.п.)
Отметим, что организации, осуществляющие реализацию с/х продукции и оказывающие вспомогательные услуги производителями, относятся к категории сельхозпроизводителей при условии, что доля дохода, получаемая от данного вида деятельности, составляет не менее 70% от общего объема дохода субъекта хозяйствования.
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |
Финансирование в регионах
Финансирование сельхозотраслей сегодня – это государственная необходимость. Как посевы, так и поголовье скота более других отраслей зависят от природных факторов. В случае природных катаклизмов урожаи могут погибнуть, что приведет к обязательному росту цен на определенные категории товаров. Для того, чтобы этот рост минимизировать, каждый год выделяются несколько млрд. рублей бюджетных денег для поддержки производителей.
В 2018 году субсидии фермерским хозяйствам были в размере около 3,5 млрд. рублей. Эта сумма превысила на 90 млн. субсидии, которые Министерство сельского хозяйства выделало в 2015 году. Кроме того, также следует отметить и стремление улучшить качество нашей сельхозпродукции. Однако, распределение средств по регионам происходит неравномерно. Наиболее крупные субсидии смогут получить фермеры Ставропольского края. Для них запланирована сумма в 300 млн. рублей. В Дагестане, к примеру, эта цифра составила только 260 млн. рублей.
Инвентаризация в фермерских хозяйствах
Ведение учета в фермерских хозяйствах затруднено в связи с постоянным движением активов, изменением стоимости, естественной убыли. Для получения достоверных данных состояния имущества, оборотных активов в КФХ регулярно проводятся инвентаризации. Частота и перечень проверяемых объектов, активов определяется КФХ в зависимости от индивидуальных характеристик ведения деятельности.
В КФХ проводится контроль состояния:
- Имущества, включенного в состав основных или оборотных активов.
- Состава, поголовья скота, учитываемого в основном стаде и молодняке.
- Материалов, предназначенных для посева и текущего использования.
- Расчетов с внешними контрагентами.
- Прочих активов хозяйства.
Льготы сельхозпроизводителям в 2023 году
Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.
Деятельность сельхозпроизводителей в крупных городах заключается не только в производстве, но в поставке и реализации готовой продукции. На этом этапе очень важно не позволить монополизироваться крупным хозяйствам, иначе это может привести к резкому росту цен. В данном случае в качестве «сдерживающего рычага» выступает государство, которое поддерживает начинающих небольших производителей в том, чтобы они также могли занять свое место на рынке.
Важно! Одной из мер помощи, которые оказывает государство сельхозпроизводителям является снижение налогов по отдельным категориям продукции. Это позволяет фермерам экономить до 25 млн. рублей в год. Эти деньги производители направляют на расширение бизнеса или иные цели.
Куда обратиться для получения субсидии сельхозпроизводителям
Размер субсидий и порядок их получения определяются региональными властями. Всю информацию о правилах, по которым происходит оформление помощи получить можно в органах местной власти. Для оформления поддержки в виде гранта нужно будет обратиться в Минсельхоз в своем регионе и подготовить ряд документов. В первую очередь нужно будет составить бизнес-план и презентовать его в министерстве. После этого будет выясняться, насколько проект является инновационным и перспективным. Также обращаться в Минсельхоз нужно и при желании получить субсидии на возмещение затрат по созданию объектов АПК или их модернизации, а также за субсидиями производителям сельскохозяйственной техники.
Важно! Для того, чтобы получить грант на развитие фермерского хозяйства потребуется пройти конкурс, где в первую очередь будет оцениваться профессионализм кандидатов.
Множество КФХ не отказываются от общей системы налогового обложения, чтобы сохранить заказчиков товаров. Это объясняется тем, что почти все покупатели оптом осуществляют работу на ОСНО, и для уменьшения собственной нагрузки по налогам им нужно приобретать товары у хозяйств (КФХ, ИП), работающих с НДС. Ведь лишь в таком случае они могут компенсировать из госказны оплаченный за товары НДС и в результате дополнительно получить прибыль от сделки.
Не существует особенностей использования агрохозяйством «упрощенки», если сравнивать с другими организационно-правовыми формами. Тут все обычно. Для использования УСН 6 % или 15 % (в некоторых регионах ставка уменьшена) нужно подать заявление налоговикам во время госрегистрации.
Особенно интересно выглядит использование ЕСХН. Практика показывает, что налоги ЕСХН считаются самым выгодным способом налогообложения работы агрохозяйства. Чтобы его использовать, тоже надо выполнить подачу заявления о переходе на ЕСХН.
КФХ может использовать одну из трех форм налогового обложения:
- общую — это налоговая система, при которой ИП уплачивают налоги в бюджет;
- упрощенка — в этом случае применяется ставка 6 % или 15 %, исходя из типа налоговой облагаемой базы;
- единый сельхозналог — применяется ставка 6 %.
По мнению Лемчика, долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, — необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Правительство, считает эксперт, хочет повысить собираемость налогов за счет выведения в поле НДС крупных сельхозпроизводителей и применения к ним хорошо зарекомендовавшей себя системы администрирования НДС.
Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог, рассуждает Лемчик. «Не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов», — добавил он.
Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС. «В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если у тебя оборот больше 100 млн руб., то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, ты не имеешь права работать без НДС», — добавил он. Теперь, выбрав новый режим налогообложения, предприниматель продолжит получать прежние преимущества в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, но также начнет добровольно уплачивать НДС, пояснил Даниленко.
Президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции Сергей Балан считает, что ЕСХН давно следует отменить, а НДС ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки. «То, что сегодня было принято [в Госдуме], — уже движение по направлению к перестройке налогового инструмента в сельском хозяйстве, хоть и промежуточное. Все гиганты, крупнейшие фабрики в стране фактически работают по упрощенной схеме налогообложения, поэтому такое решение очень важно для бюджета», — сказал он.
Какие требования и ограничения накладываются на применяющих спецрежимы?
Поскольку спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств предполагают более низкую налоговую нагрузку и другие льготы, существует ряд условий, ограничивающих их применение.
Так, спецрежим для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов не вправе применять (п.7 ст.697 НК РК):
- иностранные юрлица;
- иностранцы;
- лица без гражданства.
Кроме того, обязательным условием является наличие земельного участка на праве частной собственности или землепользования (п.3 ст.698 НК РК). Это требование не распространяется только на пчеловодов –им землю иметь не обязательно.
Применение данного спецрежима позволяет на 70% уменьшить сумму к уплате следующих налогов (п.1 ст.700 НК РК):
- КПН (ИПН);
- соцналог;
- налог на имущество и транспорт.
Расчет налогов при этом производится в общеустановленном порядке.
Налоговым периодом для данного спецрежима является календарный год (ст.699 НК РК).
Спецрежим для крестьянских и фермерских хозяйств допустимо применять налогоплательщикам (п.1 ст.702 НК РК):
- не являющимся плательщиками НДС;
- имеющим на территории РК земельный участок на праве собственности или землепользования.
Как перейти на уплату сельхозналога
Переход на ЕСХН для ИП и юрлиц – это их право, а не обязанность. Сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации могут также работать на упрощенной или общей системе налогообложения.
Но если выполняются все условия льготного сельхозрежима, то, в большинстве случаев, выгоднее все-же перейти на него. Напомним, что ставка ЕСХН составляет всего 6% налоговой базы (доходы за минусом расходов). А для Крыма и Севастополя в 2017-2021 годах ставка может составлять даже 4%.
Срок перехода на ЕСХН для ИП, крестьянско-фермерских хозяйств и организаций аналогичен переходу на упрощенную систему:
- в течение 30 дней после государственной регистрации в любое время года;
- с начала следующего года, если сельхозпроизводитель уже работает на какой-то другой системе налогообложения (в этом случае сообщить о переходе надо до 31 декабря текущего года).
Заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога заполняется на специальном бланке по форме № 26.1-1.
Пониженные тарифы страховых взносов
Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):
Категория | Тариф до 2023 года | Тариф с 2023 года |
СМП | 15% сверх МРОТ | 15% сверх МРОТ |
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму | 7,6% | 7,6% |
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации | 20% | 7,6% |
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов | 14% | 7,6% |
Члены летных экипажей | 0,0% | 0,0% |
Налоговые льготы для сельхозпроизводителей в Азербайджане на 2023 год
Основные тезисы нового льготного предложения от правительства Азербайджан:
- Освобождение от налогов юридических лиц, которые занимаются производством сельхозпродукции сроком на 1 год.
- В течение всего 2023 года не облагаются налогом субсидии из государственного бюджета, полученные производственными компаниями, сфера деятельности которых связана с сельскохозяйственной продукцией.
- С 1 января по 31 декабря 2023 года не облагаются налогами доходы в виде дивидендов, полученных юридическими и физическими лицами – участниками юридических лиц-резидентов, сфера деятельности которых направлена на производство с/х продукции, включая промышленный способ.
Кто еще освобождается от налогов в Азербайджане?
Кроме производителей сельскохозяйственной продукции, в Республике Азербайджан воспользоваться нулевыми и пониженными ставками по налогу могут частные предприниматели и юридические лица других направлений:
- В течение 7 лет налогом облагается только 50% прибыли компаний, которые получили сертификат поощрения инвестиций.
- Налог распространяется на 50% дохода от передачи акций, срок владения которыми не менее 3 лет. Данные нормы распространяются на юридических лиц и частных предпринимателей.
- Микропредприятия Азербайджана, а также частные предприниматели и юридические лица, получают налоговую льготу на 75% прибыли при соблюдении ряда условий.
- Предприятия и частные бизнесмены-резиденты в Карабахе и Восточном Зангезуре, с 1 января 2023 года полностью освобождаются от налогов на прибыль, имущество, а также не платят налог с доходов и упрощенного налога (статья 227.1) сроком на 10 лет. Для предпринимателей на освобожденных территориях установлены в том числе другие льготы, включая 0% на НДС при импорте сырья и материалов для производственных целей, нулевая ставка налога на дивиденды для акционеров (пайщиков) — резидентов Карабаха и В.Зангезуре.
- С февраля 2023 года налогом не будут облагаться дисконтные и процентные доходы по акциям и облигациям для физических лиц сроком на 5 лет.
Переход на уплату ЕСХН
Пунктом 24 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется УСН и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, далее — ЕСХН), не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ. Следовательно, у главы крестьянского (фермерского) хозяйства не возникает обязанности отражать в декларации по НДФЛ суммы таких доходов вне зависимости от года регистрации хозяйства.
Однако следует иметь в виду, что если после перехода на уплату ЕСХН непосредственно главой КФХ или хозяйством в целом в налоговом периоде были получены такие доходы, которые не освобождаются от обложения НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ, то глава хозяйства обязан не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ и самостоятельно определить налоговую базу по таким доходам в соответствии со ст. 210 НК РФ на основании данных Книги учета вне зависимости от года регистрации хозяйства. В частности, это могут быть доходы, полученные от сдачи в аренду другим хозяйствам сельскохозяйственной техники, автотранспортных средств, а также за пользование перерабатывающим оборудованием или производственными помещениями и сооружениями.
В заключение рассмотрим еще одну коллизию законодательства, возникающую при переходе главы КФХ как индивидуального предпринимателя на уплату ЕСХН.
Статьей 346.1 НК РФ определено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ.
В соответствии с п. 5 данной статьи правила, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, распространяются на КФХ, хотя на налоговом учете состоит только глава КФХ в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 ст. 346.1 НК РФ установлено, что переход на уплату ЕСХН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС (за исключением подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.